Классический французский парфюмерный дом Serge Lutens выпустил новый аромат: La Dompteuse Encagée. Он был выпущен в начале 2021 года, но пока не поступил в российскую розницу, как предыдущая версия Fils de Joie. Официальный дистрибьютор бренда в России обещает привезти новинки, но не называет точных дат. Однако попробовать их не составит труда любому, кто знает, как пользоваться поисковыми службами. Наш автор Валерий Михалицын говорит, стоит ли это того.
Когда-то Serge Lutens был очень значимым брендом, одним из столпов сегмента художественной парфюмерии. Иногда даже новаторски, но чаще — просто прочно и неизменно высокого качества. В России это стало культом, потому что здесь любят восточные сказки, а восточный стиль — это то, в чем особенно хороши лютаны. Казалось, не было ничего, способного его разрушить или изменить. Однако сегодня Serge Lutens далеко не так популярен, и легендарным его называют только те, кто вспоминает дни его славы и славы, да и то все больше и больше из уважения. Новые ароматы поступают на местный рынок с внушительной задержкой, о них мало кто говорит, почти никто не пишет — после нескольких неудач подряд все, кажется, уверены, что креативный директор действительно ушел на пенсию. Я не знаю, как обстоят дела на самом деле, и кто стал президентом Serge Lutens, но если вы прочитаете обзор предыдущего аромата Fils de Joie, то увидите, что я заговорил о возвращении бренда, по крайней мере, с точки зрения самой парфюмерии.
Создается впечатление, что бренд-менеджмент просто не знал, что с этим делать. Не поэтому ли последовала серия странных тактических шагов: изменение дизайна, наполнение флаконов по сто миллилитров, перенос некоторых измененных ароматов из одной коллекции в другую и выпуск новых, но неоднозначных? Серж Лютенс умер без своей главной движущей силы — креативного директора. Однако я вижу положительные изменения в последних двух версиях. Станут ли они хотя бы выходом на стабильное и мирное плато — пока вопрос, но то, что сейчас происходит с брендом, может только вселять надежду.
Новый аромат получил название «Укротитель в клетке». Но характер его таков, что называть его можно как угодно. Истории о лютенах почти всегда начинаются и заканчиваются на уровне заголовка. И вместо того, чтобы хоть что-то объяснить, его сравнивают в лирике с Мэрилином Мэнсоном, разгадывая порцию расплывчатых загадок. При этом главная загадка — понять, что это такое. Абсолютно ничего не объясняется в трех строчках текста, и это оставляет неприятное послевкусие, потому что невозможно вникнуть в суть сказанного при всем желании, потому что сказанное — безумие:
«Я не могу отказаться от этой холодной напудренной девушки. Однако я чувствую надвигающуюся снежную лавину, которой я так боялся, потому что ожидал. После видимой белизны цветка наступает невероятная свежесть, но аромат франжипана смягчает удар. Нежный вкус миндаля, растекающийся по коже!».
Единственный проблеск смысла вспыхнул в этой строке: «La Dompteuse Encagée напоминает нам об опасности общества, ожидающего нашей малейшей ошибки». Но как-то связывает лирического героя аромата и сам аромат? Почему укротитель и что он делает в клетке? Она пришла туда, чтобы приручить, или она здесь, потому что приручена сама? И как все это соотносится с нежной восточной композицией из белых цветов?
Аромат начинается с жасмина, как будто парфюмер (полностью признаю, что это Кристофер Шелдрейк) добавил в формулу натуральный абсолют жасмина самбака или создал свою аутентичную иллюзию, к которой добавлены нюансы ландыша и ландыша долины постепенно добавляются, создавая контраст между восточными пряностями и животным миром жасмина с его нежными цветами… Этот аккорд кувшинки в сочетании с желтым иланг-илангом может создать тот же оттенок франжипани, который бренд принял в качестве смысловое соответствие композиции. Но свежий цветок плюмерии имеет менее многогранный и гораздо менее яркий аромат, чем аромат La Dompteuse Encagée. Его сладко-косметический аромат прекрасно передан, например, в Beige de Chanel (концентрация туалетной воды в качестве примера парфюмерии менее подходит), не имеющего ничего общего с новым ароматом Serge Lutens. Щедрая порция флердоранжа была добавлена к жасмину, илангу и лилии, но никто даже не подумал создать иллюзию их естественности: это вспомогательный аккорд, который усиливает весь аромат и раскрывает его цветочную силу.
Параллельно с смысловым согласованием развивается другая, не менее важная для композиции: роза, которую можно определить как таковую лишь условно, поскольку акцент смещен на фруктово-ягодную часть аромата цветка. Он придает аромат жизни и некоторой полноты, а его горьковато-сладкий характер придает легкую съедобность. Причем это не мимолетный эффект, а полноценная текстура, которая хоть и не добавляет драматичности работе (за это отвечает жасмин), но создает еще один контраст, окрашивая аромат в светло-фиолетовый цвет. Кроме того, табачная сухость дамасконов розового аккорда, переплетенная с терпкостью метилантранилата флердоранжа, каким-то образом приземляет La Dompteuse Encagée, создает тени и глубину образа, точнее, образа.
Прочитав описание бренда, я обнаружил, что миндаль должен внести важный вклад в характер аромата, но, к своему удивлению, я не нашел даже намека на это. Ни горечи, ни ядовитости цианида вишневых косточек, ни кремовой и бархатистой текстуры марципана я бы не почувствовал, даже если бы захотел. Немного косметического мускуса, возможно, усиливающего нюанс плюмерии, но не более того. Ближе к финишу аромат становится более тонким и свежим, его цветочно-тропическая сладость становится более выраженной и нежной.
La Dompteuse Encagée — красивый аромат, но второстепенный. Сам Филс де Жуа выглядит намного интереснее. В нем все на своих местах, но сегодня этого, наверное, недостаточно. Хочется удивиться, пообщаться с автором, объяснить, почему это так, а не иначе. Вместо этого царит тишина и сплошные загадки. Я не мог найти никакой связи между названием и ароматом, да и сам аромат не мог рассказать историю. Стойкость и бодрствование адекватны: весь день и на расстоянии вытянутой руки. Кстати, от покупки некрасивых стомиллитровых флаконов можно отказаться — бренд выпускает обычный объем 50 мл классической формы. Осталось дождаться, пока Serge Lutens поймет, что пора начинать выпуск герметичных бутылок, чтобы из них не испарилось и без того дорогостоящее содержимое.