Совсем недавно российский бренд оптики Fakoshima, возглавляемый дизайнером Константином Шиляевым, стал ещё и парфюмерным. В январе 2020 года Fakoshima Perfumes представили свой первый аромат Tear You Apart, разработанный при сотрудничестве с парфюмером Ярославом Симоновым. Сначала это было похоже, скорее, на эксперимент и аккуратное прощупывание почвы — Tear You Apart вышел ограниченным тиражом всего в 30 флаконов. Теперь у бренда есть небольшая коллекция (пока из трёх ароматов), в которую, помимо первого, входят Tear You Apart Extrait и недавняя новинка El Primer Deseo, вызвавшее резонанс рекламное видео, снятое креативной командой, а у нас — возможность попробовать работы Константина и Ярослава оффлайн. Автор Aromo Валерий Михалицын рассказывает о каждой из них.
Если бы не желание свести знакомство с ароматами Ярослава Симонова, за которым я наблюдал одним глазом ещё со времён его обучения в Грасском Институте Парфюмерии, то неизвестно, когда бы я выбрался по своей воле на Рубинштейна — главную барную улицу Петербурга. Fakoshima Perfumes представлены в бутике ювелирного бренда Avgvst. Там я и получил именно то, что ожидал.
Да, я интересуюсь российскими парфюмерными брендами, несмотря на то, что в кулуарах говорят, будто я испытываю к ним едва ли не ненависть. Я был, возможно, первым обозревателем в России, кто начал говорить о российских марках на крупных площадках. А ненависть я до сих пор испытываю только к плохим духам, но никак не к отечественным брендам или парфюмерам.
И здесь стоит повторить вопрос, который я уже задавал несколько лет назад: «каким парфюмером стоит считать человека, работающего и живущего в России, но получившего профессиональное образование во Франции?». Теперь я готов его дополнить: «… и важно ли это вообще?».
Совершенно точно я не готов назвать Ярослава Симонова российским парфюмером, поскольку он стал им во Франции, вернувшись затем в Россию. Максимум — парфюмером, работающим для российского бренда. И отвечая на добавочный вопрос о важности позиционирования, готов сказать, что это абсолютно не важно — ценность имеет только продукт. Безотносительно точек отсчёта и систем координат, в которых он рассматривается. Нет смысла делать скидки на отсутствие образования, сырья и упаковки — ароматы не станут от этого лучше и не будут восприниматься иначе. Поэтому сегодня говорим только и исключительно о парфюмерной работе и запахе.
Tear You Apart и Tear You Apart Extrait
Из новой сексуальной революции Fakoshima Perfumes, как и множество других брендов, стараются извлечь маркетинговую выгоду, назвав свой первый аромат гендерно-нейтральным. Простой унисекс сейчас уже никого не интересует, хотя в контексте парфюмерии между этими понятиями стоит уверенный знак равенства. К тому же до Второй мировой войны парфюмерию вообще не разделяли по гендерному признаку, да и разделять начали тоже исключительно в маркетинговых целях. То есть сейчас можно говорить, что всё, наконец, возвращается на круги своя. А нишевая парфюмерия вообще всегда была, если угодно, гендерно-нейтральной. Концепция аромата Tear You Apart любопытна. Константин Шиляев довольно красочно и доходчиво описал её в нескольких предложениях:
«Когда я мечтал об аромате Fakoshima, то думал, он будет холодный, технологично-синтетический, абстрактный, как пахнет только что распакованная техника Apple. Я и предположить не мог, что он получится чувственным и пульсирующим, как яремная вена во время диких танцев, таким же манящим, спасительным и необходимым, как крепкий коктейль на стойке бара у входа в секс-клуб. Так пахнет пролитый на кожаную куртку и засахарившийся ром. Так пахнут пальцы, держащие сигарету. Так пахнет шея, когда ее кусают. Так пахнет секс».
И такие истории гораздо честней и приятней уму, нежели сумасшедшие формулировки в пресс-релизах, из которых можно понять только отдельные слова и предлоги, например, у тех же Etat Libre d’Orange и Serge Lutens. Пахнет Tear You Apart тем, что и обещает креативный директор: ромом, сахаром, табаком, кожей — и какой-то похотью. Но это что касается образов. С точки зрения парфюмерии это ориентальная пряно-гурманская композиция.
Сначала разберёмся с пряностями. В основе первой фазы аромата — аккорд шафрана, собранный с участием шафраналя — довольно едкого, недружелюбного, сухого цианидно-кожаного материала. Впрочем, он служит здесь не только ядром пряной части, но и задаёт ритм кожаному аккорду, на которую, как мы помним, пролит впоследствии засахарившийся ром. Будучи компонентом довольно звонким, шафраналь и кожу заставляет звучать на повышенных тонах. Она выглядит синтетической (как и хотел Константин), ненастоящей и при этом несколько деконструированной. Что интересно, кожаный аккорд не окутывает аромат и не смягчает его, как это часто бывает, а придаёт всей композиции несколько нервное, возбуждённое настроение «I’m high». Помимо шафрана в пряном аккорде можно почувствовать оттенки гвоздики (пряность), горького миндаля и аниса, которые при взаимодействии с материалами «сахарной» группы пытаются создать иллюзию рома, хорошо укреплённую ветивером, но его мы коснёмся позже. Сахара же — прямо сейчас.
Пусть шафран и играет важную роль в структуре Tear You Apart, смысловым её аккордом стал гурманский. Ярослав щедро сдобрил пряно-древесный скелет аккордом вишнёвого варенья, приготовленного с косточкой, из-за чего оно приобрело дополнительный миндальный оттенок и придало всему аромату некоторую гламурную причудливость. Парфюмер подобрал материалы таким образом, чтобы у них были общие точки крепления, но при этом контрастные характеры. Именно по этой причине Tear You Apart ведёт себя так стабильно и изменчиво одновременно. То есть со временем меняются его оттенки, но не меняется сама суть. В варенье утоплены пряности, кожа и алкоголь, но таким образом, чтобы их можно было различать. Его нельзя назвать приторным или липким, но оно отчетливо сладкое, впитавшее в себя и насыщенное остальными запахами, включая кумариновый соус, которым на производстве заправляют сигаретный табак. Даже маслянисто-ореховый запах, обязательный для рома, представлен здесь необычно — ветивером. Который, в свою очередь, поддерживает кожу и уравновешивает сладость, придавая базе объём и какую-то неестественную относительно концепции естественность, даже умиротворённость. Впрочем, умиротворённость — неправильная, невозможная характеристика для Tear You Apart. Аромат хочется назвать нервным, «под кайфом». На мой вкус, ему бы побольше округлости и полноты. Но острые грани и зазубрины, возможно, специально не стали шлифовать, оставив композиции несколько диковатый, панковский характер. Я бы назвал это парфюмерным гей-панком, если бы не пресс-релиз с его заверениями в гендерной нейтральности.
Tear You Apart Extrait, в целом, мало чем отличается от оригинальной композиции. Он стал заметно гуще и плотней, а пространства, воздушности в нём заметно убавилось. Все основные элементы на месте. Шафран стал ярче, дольше, ещё суше и токсичней. Фруктово-гурманская часть стала почему-то холодней, но при этом осталась на том же уровне сладости. Древесно-кожаный аккорд выглядит теперь более хмурым и серьёзным. Пошло ли увеличение концентрации на пользу аромату? Думаю, нет. Оригинальная EdP кажется мне сложней и интересней. К тому же показатели стойкости и шлейфа у них почти одинаковые — одуряющие. Для тех, кто любит, чтобы стояло часами и летело во все стороны, Fakoshima Perfumes приготовили подарок.
El Primer Deseo
И вновь описание от Fakoshima Perfumes более чем понятно объясняет концепцию аромата:
«Первое желание — это то ощущение в присутствии человека, который очень нравится, но пока не ясно, как себя с ним вести. От этого неловко, но ты уже знаешь, что эта встреча особенная и судьбоносная. Остаётся только быть самим собой и раскрывать новые слои и грани, постепенно расслабляться, чувствуя, как первичная сдержанность и официальность, растворяется во внутреннем тепле и пульсирующих горячих волнах».
El Primer Deseo — второй и последний на сегодняшний день аромат марки. Он был выпущен в конце апреля этого года и построен вокруг ноты кастореума. Скорее всего, кастореум следует называть здесь аккордом, поскольку вряд ли парфюмер использовал передоз натурального сырья — сейчас оно довольно редкое и дорогое, да и по этическим соображениям почти не используется в промышленной парфюмерии. Но кастореумным El Primer Deseo я бы назвал далеко не в первую очередь. Структурно это цветочно-анималистический шипр — сложный, изящного плетения. Он весьма отличается от первого аромата Ярослава для Fakoshima Perfumes и представляет собой работу куда более взрослую, умную и смелую. Когнитивный диссонанс настиг меня буквально в первые секунды знакомства. Аромат помещён в красный флакон, но пахнет бледно-жёлто. Это индивидуальная, но чёткая и устойчивая синестетическая реакция, на которую я уже никак не смогу повлиять. Возможно, её причина — участвующий в формировании аккорда цветка гвоздики, окружённый невесомой пудровой вуалью иланг-иланг, который я почувствовал почти сразу.
У композиции удивительный характер: сначала она показалась мне нежной, пудрово-цветочной, но из сладковатого цветочного суфле вдруг проступила мощнейшая телесность, граничащая с фекальностью и уринальностью, придающая всему аромату буржуазную старомодность и интеллектуальную разнузданность, которые усугубляются еще и почти классической шипровой базой из дубового мха, лабданума, пачулей и оттенка мужской уходовой косметики.
Шипровый характер проявляется не сразу, а спустя лишь несколько минут, но не узнать его просто невозможно. Зато можно не узнать кастореум — парфюмер каким-то образом скрыл все его гуашевые и кожаные оттенки, превратив последние в шёпот мягкой замши. С помощью сладко-воскового фруктового аккорда (авторы называют его красным яблоком), который также придаёт новый смысл цветку гвоздики, парфюмер стягивает противоположности, но удерживает их на расстоянии и в напряжении, создавая не только объём, но и дополнительно подчёркивая контрасты. Как и любой классический шипр, El Primer Deseo многослоен, в нём есть что понюхать, есть над чем поразмышлять. Однако, несмотря на явные исторические отсылки, аромат не выглядит на самом деле старомодным — это умелая стилизация классической темы и игра в современную интерпретацию очень непростых и малоактуальных сегодня аккордов.
С точки зрения искусства El Primer Deseo понравился мне больше Tear You Apart и Tear You Apart Extrait, но это как с Superstitious от Editions de Parfum Frédéric Malle — носить такое я не могу. Нюхать, показывать друзьям, хранить как образец парфюмерного искусства, но не использовать на себе. Меня никогда нельзя было назвать dirty-boy, чтобы «Первое Желание» смотрелось на мне хоть сколько-нибудь органично. Как и Tear You Apart, El Primer Deseo не испытывает недостатка ни в стойкости, ни в шлейфе. Суточные нормативы без потери характера на блоттере сдали оба аромата.
Как уже говорилось в начале, я получил ровно то, что ожидал. Fakoshima Perfumes — это парфюмерия. Не эксперименты на кухне, невнятные смеси с нарушением всех законов гармонии и канонов составления парфюмерной композиции. Да, эти трое не предлагают ничего инновационного и невероятного, но, возможно, будущие ароматы будут это делать. В любом случае, это качественный парфюмерный продукт. И то, что он создан российским брендом — настоящий повод для гордости. Я не зря наблюдал за Ярославом Симоновым одним глазом. Теперь буду двумя.