Современная парфюмерия поражает своим разнообразием, но… лишь на первый взгляд. Действительно, ароматов много, но основных направлений лишь несколько. Скажем о них несколько слов.
Во-первых, это ассортимент крупных сетевых магазинов. Зайдем в любой из них и увидим: бесконечные ряды «Chance» Chanel, «La petite robe noire» Guerlain и сомнительных новинок от невероятно популярных Shakira, J. Lo, Christina Aguilera и Britney Spears. Разнообразие брендов – да, разнообразие ароматов – нет! Увлеченный парфюмерией человек быстро понимает, что вся эта разнородная масса является лишь инвариантами одного и того же первичного аромата-идеала синтетической эпохи: некоего бесцветного, бесхарактерного, безликого, «стёртого» цветочно-свежего сладковатого «компота». Без стойкости, без шлейфа, без тайны метаморфоз. То, что на сайте Dzintars сейчас именуется «следованиям современным тенденциям в парфюмерии» на деле является штамповкой этого самого синтетического «компота» абсолютно в духе времени (ни в коем случае не допустим попадания натуральных ингредиентов согласно новым европейским требованиям!). Эти ароматы (при всех их возможных достоинствах, одним из которых является универсальность) обладают одним роковым недостатком: они не способны создать или подчеркнуть чью-либо индивидуальность, ибо сами ею не обладают. Они не способны вдохновлять, и у них практически отсутствует интересующая нас ассоциативная сила. В нашей коллекции хватает и таких ароматов; в них – отражение эпохи, становящейся у нас на глазах.
Во-вторых, это ассортимент небольших парфюмерных лавочек, где еще можно найти чудом сохранившуюся винтажную классику. Учитывая современную европейскую тенденцию переделывания классических ароматов на новый невыносимый и совершенно неузнаваемый лад (среди пострадавших — классика Givenchy, Estee Lauder, Laura Biagotti, Kenzo), эти лавочки становятся спасением и любовью для ценителей парфюмерного искусства.
В-третьих, это ассортимент магазинов, специализирующихся на нишевой парфюмерии и сетей, в которых она представлена, своеобразные клубы по интересам. Ниша интересна, часто — даже хороша и удивительна (Nez-a-Nez), но при более близком знакомстве оказывается, что и она весьма однообразна и даже… не нова. К примеру, сегодня в нише очень популярны кожаные ноты (Memo), но попробуйте приобрести духи «Ника» — и вы увидите, где эта самая модная ниша берет свое начало.
В-четвертых, это ассортимент интернет-магазинов, где можно найти все перечисленные выше группы ароматов и еще множество того, что не представлено на витринах… однако отыскать что-то великолепное и захватывающее дух там вряд ли возможно, это лишь более широкий выбор и возможность приобрести какую-нибудь любимую вами редкость.
В-пятых, это уникальное явление в современной парфюмерии – авторские ароматы. Своим появлением это направление обязано упомянутому творческому кризису в парфюмерии, скудости современных идей и концепций. Авторская парфюмерия – это оригинальные ароматы, существующие либо в единственном экземпляре, либо в очень ограниченном количестве, иногда – создаваемые на заказ. Они практически неизвестны по всей России и обретают своих преданных поклонников лишь в Москве и Санкт-Петербурге, где имеются бутики авторской парфюмерии, проводятся презентации и происходят наиболее интересные события. Самое известное имя в российской авторской парфюмерии – это Элина Арсеньева, хозяйка Музея Парфюмерии в Санкт-Петербурге и создатель бренда Art Deco Perfumes, о котором, надеюсь, когда-нибудь напишу и я.
Таким образом, современная парфюмерия — это реальность многих измерений: в ней соседствуют живая и умирающая классика, в ней торжествуют лаконизм и универсализм, в ней проглядывает эксцентричная ниша и в ней явно ощущается тоска по сложным и прекрасным произведениям парфюмерного искусства. Может быть, мы уже на пороге перемен?
P. S. Здесь не упомянут ассортимент млм-компаний (Avon, Faberlic, Oriflame…), но в целом продукция каталогов идет в ногу со временем и слабо отличается от ассортимента крупных сетей, не являясь самостоятельным направлением в парфюмерии.